Домашний доктор

Нарушения речи


Обратитесь к этой схеме, если ваш ребенок начал поздно говорить или у него такие нарушения, как недостаток четкости и дефекты в произношении или заикание. Большинство нарушений речи со временем проходит самостоятельно, без лечения. Однако в некоторых случаях речь ребенка можно улучшить с помощью специальной терапии.

Для определения диагноза, выберете подходящие симптомы:

Вас беспокоит, что ребенок начал поздно говорить?



Информация по теме


Как вы можете помочь развитию речи у вашего ребeнка

Дети намного быстрее учатся говорить, если с раннего возраста они постоянно слышат речь, особенно своих родителей. Приводимые ниже конкретные советы направлены на то, чтобы обеспечить необходимую стимуляцию и поддержку в развитии речи у вашего ребенка, когда он готов говорить.


• Разговаривайте с ребенком с момента его рождения.
• В момент разговора смотрите прямо на ребенка, чтобы по выражению вашего лица он мог догадываться, о чем вы говорите.
• Пользуйтесь жестами, чтобы помочь ребенку связать определенные слова с предметами и событиями.
• Используйте простые книжки и детские стишки (можно магнитофонные записи), чтобы повторение знакомых слов и фраз расширяло словарный запас вашего ребенка и укрепляло его уверенность.
• Как можно чаще приучайте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.
• Не прерывайте постоянно речь вашего ребенка исправлениями ошибок в грамматике или в произношении, это может поколебать его уверенность в себе. Постарайтесь сами подавать ему пример правильной речи.


Не беспокойтесь, если ребенок чуть позже ожидаемого начнет произносить свои первые слова. Он слушает вашу речь и создает "фундамент" собственной. Большинство детей, которые поздно начали говорить, едва начав, быстро догоняют своих сверстников.

Развитие речи

Первый год
Дети начинают общаться задолго до того, как они могут говорить. С рождения они прислушиваются и наслаждаются звуками голосов своих родителей и привыкают ассоциировать эти звуки со спокойствием и безопасностью. Примерно с двух месяцев они учатся самостоятельно произносить различные звуки, включая лепет, мычание и воркованье. Со второй половины первого года эти звуки превращаются в различимые слоги, такие, как «ма», «да» и «га». Постепенно эти «слова» становятся более сложными, и лепет ребенка состоит уже из длинного ряда слогов. К концу первого года жизни большинство детей в состоянии понимать несколько простых слов, фраз и просьб и обычно могут со смыслом произнести по крайней мере одно различимое слово.
Второй год
В самом начале второго года словарный запас ребенка быстро пополняется, хотя его разговорная речь все еще представляет собой по большей части лепет. Постепенно появляются фразы из связанных слов, включающие имена людей, объекты действия или приказания, например «мама идет» или «собачка ест». На этой стадии у детей быстро развивается понимание того, что им говорят. И хотя это может быть незаметно по речи ребенка, у него в это время образуется большой запас слов и грамматических построений.
Третий год
В этот период у ребенка укрепляются словарный запас и основные знания грамматики, полученные им на втором году жизни. Нескончаемый поток вопросов по поводу того, как называются предметы и что они могут делать, расширяет словарный запас ребенка и придает ему больше уверенности в использовании слов. К концу третьего года почти все дети понимают большую часть того, что говорят взрослые (если это не слишком сложно или отвлеченно), и могут выразить свои просьбы и мысли, а также поддержать простую беседу на повседневные темы, которые их интересуют.